Исследование Aftermarket 2022
Агентство Aftermarket-DATA © решило выяснить, чем сейчас живёт рынок запчастей, испытывают ли автомагазины и НСТО проблемы с поставками, какие точки роста появились в новой реальности, и чего b2c сегмент ожидает от производителей и дистрибьютеров.
Мы предложили 7.000 подписчикам рассылки платформы Win-Sto.ru ответить на вопросы анкеты. А с теми респондентами, кто дал согласие дать развёрнутые ответы, мы провели личные глубинные интервью. На наши вопросы ответили руководители независимых автосервисов, дилерских центров, сотрудники магазинов запчастей, представители региональных оптовиков и таксопарков.
В рамках исследования, мы ставили перед собой задачу понять, как эмоционально–субъективная оценка респондентов ситуации на рынке отличается от данных цифрового мониторинга Aftermarket-DATA ©. Сравнение и интерпретация результатов, в заключительный части отчёта.
Статистика предоставлена Aftermarket-DATA ©. Аналитическое агентство является частью экосистемы ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Aftermarket-DATA © собирает данные из открытых интернет-источников, делает регулярные опросы клиентов, сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета, например, с Avito Авто. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.
Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021»
Эксперт Дмитрий Болховский
основатель платформы для автосервисов
аналитическое агентство
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВОПРОС 1. Где автовладельцы чаще стали покупать запчасти?
Варианты ответов | доля % ответов |
В автосервисе. Автовладельцы всё чаще заказывают запчасти прямо в автосервисе. Доля запчастей в заказ-наряде за последний год выросла. | 37% |
По-разному. Ситуация не изменилась. Кто-то покупает запчасти в магазине, кто-то в автосервисе, у каждого свои предпочтения. | 25% |
В магазине. Автовладельцы всё чаще покупают запчасти в магазине, и едут на СТО со своими запчастями. | 38% |
ВОПРОС 2. Ситуация с поставками
Варианты ответов | доля % ответов |
Дефицит – наличие у дистрибьюторов резко сократилось | 28% |
Рынок меняется – появляются новые бренды, но дефицита нет | 69% |
Вы о чём, какой рынок? Автобизнес находится на грани выживания… | 3% |
ВОПРОС 3. Премиальные или бюджетные бренды?
Варианты ответов | доля % ответов |
Бюджетные. Переключились на бюджетный сегмент. Главное – низкая цена, бренды сейчас никого не интересуют. | 20% |
И то и другое. Зависит от потребностей клиента. Сами – ничего не навязываем. Продаём то, что просит автовладелец. | 60% |
Премиальные В основном, работаем с премиалами. Главное – качество запчастей, цена – вторична. | 20% |
ВОПРОС 4. Как оцениваете перспективы рынка?
Варианты ответов | доля % ответов |
Бизнес – это работа в условиях изменений. Всегда! Любишь своё дело, ценишь клиентов, строишь крепкий коллектив – трудности тебе не страшны. | 71% |
Что можно прогнозировать в текущих условиях? Пока работаем – и то, хорошо. Главное, денег на зарплату наскрести и оплатить аренду. По поводу прогнозов – не ко мне, а к гидрометцентру. | 27% |
Автопарк стареет, производители ушли. Дальше – только хуже. | 2% |
ВОПРОС 5. Онлайн + Маркетплейсы
Варианты ответов | доля % ответов |
Работаем с клиентом лично, на месте. Масло по интернет не поменяешь, и подвеску по телефону не продиагностируешь. Online от запчастей и СТО – далеко, и нас не касается. | 45% |
Онлайн – супер! Уже продаём на маркетплейсах и тянем оттуда траффик. Новый перспективный канал для автобизнеса. | 39% |
Онлайн – это угроза и рост конкуренции. Раньше рынок портили сетевые франшизы и федеральные интернет-магазины. А теперь ещё ломятся Ozon, Avito, Wildberries. Куда податься простому предпринимателю? | 16% |
Предлагаем вашему вниманию продукт Aftermarket-DATA© «Автопарк РФ: оригинальные запчасти и аналоги». В отчёте представлены все ликвидные автокомпоненты с кроссами на OE-номера и аналоги, цены лидеров рынка, сделана привязка к автомобилям с параметрами (модификация, год, двигатель), подсчитано общее количество запчастей, необходимых для удовлетворения 100% потребности рынка.
Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:
- спланировать производство и импорт автокомпонентов
- найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
- проанализировать тренды в ассортименте, комплектации, упаковке
- структурировать товарный каталог (группы, названия)
- построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
ВОПРОС 6. Импортoзамещение. Как вы оцениваете перспективы выхода в сегмент «иномарка» отечественных производителей запчастей
Варианты ответов | доля % ответов |
В России много площадок для производства автокомпонентов. Государство обозначило стратегию. Появление сильных отечественных брендов запчастей – это только вопрос времени | 58% |
Как всё делали в Китае, так и будут делать | 33% |
Мы никогда не сравняемся по технологии с западными брендами. Даже и пробовать не стоит | 9% |
ВОПРОС 7. Автобизнес и власть. Вы ожидаете реальной поддержки от государства?
Варианты ответов | доля % ответов |
Если ты предприниматель – никакая поддержка тебе не нужна. Не умеешь достигать успеха сам – уходи с рынка | 57% |
Нет. По телевизору говорят много, но слова остаются словами | 33% |
Да, и мы уже её получаем | 10% |
РЕЗЮМЕ
По сравнению с предыдущим годом, потребительские предпочтения явно сместились в сторону самостоятельной покупки автозапчастей. Помимо фактора экономии, на наш взгляд, эта тенденция обусловлена активным освоением сегмента «АВТО» со стороны универсальных интернет-платформ (Ozon, Wildberries etc.)
Тем не менее, всё больше представителей розницы перестают воспринимать онлайн, как угрозу, и начинают использовать маркетплейсы, как новый канал продаж и привлечения клиентов.
Несмотря на апокалиптические ожидания пессимистов, ситуация на рынке в целом, развивается по умеренно – позитивному сценарию. Есть дефицит в сегменте оригинала. Большая часть респондентов отметила, что дефицита запчастей IAM нет. Однако, рынку нужно время, чтобы наладить альтернативные каналы поставок по традиционным брендам, и привыкнуть к новой номенклатуре дебютантов.
На вопрос «Почему так медленно идёт импортозамещение?», один из респондентов ответил так: «Сложно выговорить. Лучше так: замещение импорта, и понеслось!».
В рамках глубинных интервью, мы просили коллег поделиться позитивом. Мы спрашивали: «Какое самое важное событие для вашего бизнеса произошло/произойдёт в этом году? Возможно, это мероприятие по теме «авто», на рынок вышел новый перспективный поставщик, вы принципиально поменяли стратегию, и она работает! Поделитесь своим опытом».
Самый знаковый ответ дал владелец сервисно-розничной сети из Башкортостана: «Что хорошего произошло? А вот что. Получили хороший пинок, стали шевелиться быстрее, искать новые возможности для бизнеса».
Так что, устраняем потери, работаем быстрее, движемся только вперёд!
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.