Легковые масла и Автохимия
в канале магазинов и НСТО
Осень и весна — это традиционно высокий сезон для автомасел. Несмотря на то, что большинство автолюбителей давно эксплуатируют машины круглый год, мы стабильно фиксируем всплески спроса на данную категорию в октябре-ноябре, марте и апреле. Аналогичную статистику по запросу «замена масла» показывает и сервис Google Trends. Поэтому, наш сегодняшний обзор посвящен теме «Масла и автохимия» для легковых авто.
Эксперт Дмитрий Болховский
основатель платформы для автосервисов Win-Sto.ru
аналитическое агентство Aftermarket-DATA©.
Данные получены в рамках исследования рынка, проведённого совместно Авито Авто и Aftermarket-DATA ©.
Методология. Мы решили проанализировать товарную категорию «Масла и автохимия» в канале точечных магазинов и НСТО. Этот сегмент ретейла обладает рядом существенных особенностей. Во-первых, здесь на выбор потребителя больше влияет не известность бренда, а рекомендация продавца магазина или мастера автосервиса. Поэтому, раскрученные торговые марки здесь уступают место менее известным коллегам по цеху. Во-вторых, новым игрокам гораздо проще договориться с одиночным автосервисом или локальным интернет-магазином, чем с федеральной сетью. И, в-третьих. Топовые масляные бренды обладают развитой сетью региональных представителей. Как правило, эти поставщики специализируются исключительно на категории ГСМ и автохимии. Это позволяет премиалам удерживать значительные доли рынка. Однако все чаще, для повышения маржинальности, универсальные дистрибьюторы автокомпонентов включают в свой ассортимент новые позиции моторных масел и спец-жидкостей. В том числе запускают собственные private label. Конечно, всё это постепенно меняет картину рынка.
Aftermarket-DATA © является частью экосистемы маркетплейса запчастей ВИН-КОД.РФ и CRM для автосервисов Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Мы собираем данные из открытых интернет-источников на всём пространстве Рунета, и прогоняем их через призму нашей собственной статистики. Таким образом мы получаем релевантный и независимый анализ рынка.
1. Суммарный объём потребления масел и смазок РФ с учётом пандемии в 2020 году снизился ~ на 7%. Доли рынка продуктов IAM для легковых автомобилей в сегменте автомагазинов и НСТО распределились следующим образом.
Бренд | % рынка литры |
SHELL | 14 % |
MOBIL | 9 % |
LIQUI MOLY | 9 % |
CASTROL | 8 % |
TOTAL | 7 % |
ZIC | 7 % |
ELF | 6 % |
MOTUL | 5 % |
IDEMITSU | 4 % |
KIXX | 4 % |
NGN | 3 % |
MANNOL | 3 % |
RAVENOL | 3 % |
TOTACHI | 2 % |
ENEOS | 2 % |
PATRON | 2 % |
COMMA | 2 % |
NESTE | 2 % |
ENI-AGIP | 2 % |
VALVOLINE | 1 % |
WOLF | 1 % |
Прочие | 5 % |
2. Доли потребления моторных масел по вязкости.
Вязкость | доля рынка % |
5W-30 | 35 % |
5w-40 | 30 % |
10w-40 | 26 % |
15W-40 | 4 % |
0w-20 | 2 % |
0W-30 | 1 % |
5W-20 | 1 % |
Прочие | 1 % |
3. Доли потребления моторных масел по типу базы %.
Тип базы | доля рынка % |
Синтетика | 50 % |
Полусинтетика | 42 % |
Минеральное | 4,5 % |
Гидрокрекинг | 3 % |
4. Розничные цены за 1L моторного масла в автомагазинах и НСТО. Важным трендом 2020 года является увеличение доли продаж моторных масел в розлив. В том числе, в розничных магазинах. Также, увеличилась доля локализации производства смазочных материалов в РФ. Как следствие, даже на фоне роста валютного курса, средняя розничная цена масла изменилась несущественно. Также, на среднюю цен конкретного бренда влияет то, какой тип масел превалирует в его продажах. Упрощенно: чем больше у бренда синтетики в обороте, тем выше средняя цена.
5. Доли потребления типов масел и смазок %
Назначение | доля рынка % |
Моторное | 77 % |
Трансмиссионное | 14 % |
ГУР | 5 % |
Смазки-спецжидкости | 3,5 % |
Теперь переходим к товарной категории «Профессиональная автохимия». Следует отметить, что с учётом большого распространения в России рынка DIY «сделай сам» и гаражных автосервисов, деление автохимии на «профессиональную» и «любительскую» достаточно условно. Тем не менее, мы относим к этой категории следующие позиции: герметики, клей, холодная сварка, фиксаторы резьбы; очистители инжектора, кондиционеров, радиаторов, топливные присадки, раскоксовыватель; консервант двигателя; смазка медная для тормозов и клемм АКБ; смывки краски, удалители прокладок, очистители дисков, растворитель ржавчины; наборы для вклейки стекол, праймеры и активаторы; индикаторы утечек, устранители течи; антикор и антигравий.
6. Доли рынка производителей профессиональной автохимии % РУБ.
Бренд | % рынка Руб |
ABRO | 12 % |
LOCTITE | 10 % |
VICTOR-REINZ | 8 % |
HI-GEAR | 8 % |
LIQUI MOLY | 7 % |
KUDO | 5 % |
DONE-DEAL | 4 % |
PERMATEX | 4 % |
LAVR | 3 % |
WURTH | 3 % |
WYNNS | 3 % |
TEROSON | 2 % |
MANNOL | 2 % |
3M | 2 % |
RUNWAY | 2 % |
KERRY | 2 % |
BOSCH | 1 % |
AXIOM | 1 % |
CORTECO | 1 % |
ASTROHIM | 1 % |
ELRING | 1 % |
AIM-ONE | 1 % |
AVS | 1 % |
- Отчёт формируется в виде таблицы данных ~ 5.000 SKU
- Данные: товары [артикул, бренд, наименования], цена в канале b2b и b2c, вес-объём [гр-мл]
- Ассортимент разбит на 3 группы: профессиональная автохимия, мойка детейлинг, автохимия для автолюбителей
- Товары классифицированы по группам: герметики, присадки, шампуни, полироли и т.д.
- Для каждой строки рассчитана минимальная-средняя-максимальная цена по рынку, указаны цены каждого производителя
- Для каждой строки указана ликвидность в разрезе каналов продаж (СТО, магазины, eCom, АЗС)
Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:
- спланировать производство и импорт автокомпонентов
- найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
- построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
7. В отдельную группу мы выделили средства по уходу за кузовом автомобиля и салоном, химию для автомоек и детейлинга. К этой категории относятся следующие позиции: моющие средства, шампуни, полироли; очистители стёкол, пластика, очистители битумных пятен; химчистка салона; антидождь и антизапотеватели стекла.
Бренд | % рынка Руб |
GRASS | 12 % |
LAVR | 10 % |
RUNWAY | 9 % |
SOFT99 | 7 % |
HI-GEAR | 6 % |
ABRO | 5 % |
AVS | 5 % |
SONAX | 4 % |
DOCTORWAX | 4 % |
TURTLE WAX | 4 % |
KOCH | 3 % |
SUNNYCAR | 3 % |
3M | 3 % |
ASTROHIM | 3 % |
KERRY | 2 % |
LIQUI MOLY | 2 % |
KANGAROO | 1 % |
3TON | 1 % |
MANNOL | 1 % |
Прочие | 15 % |
8. Автокосметика для автолюбителей. К этой категории мы относим товары импульсных покупок «у кассы», и автохимию, не требующую профессиональных навыков/инструментов для применения. Это: салфетки, расзмораживатели и антизапотеватели, жидкость стеклоомывателя, подкраска в аэрозолях и грунтовки, дизельный антигель и другие топливные присадки, жидкий ключ.
Бренд | % рынка Руб |
LIQUI MOLY | 12 % |
HI-GEAR | 11 % |
GRASS | 10 % |
LAVR | 9 % |
WD-40 | 7 % |
KERRY | 6 % |
SONAX | 5 % |
RUNWAY | 5 % |
ABRO | 4 % |
KUDO | 4 % |
ASTROHIM | 3 % |
TURTLE WAX | 3 % |
AUTOPROFI | 2 % |
FENOM | 2 % |
MANNOL | 1 % |
RAVENOL | 1 % |
AIM-ONE | 1 % |
Прочие | 14 % |
9. И вишенка на торте. Давайте представим виртуальный склад некоего универсального дистрибьютора автохимии. Пусть он поставляет все популярные бренды в магазины запчастей и НСТО. Как могла бы выглядеть моментальная фотография его зоны отгрузки с учётом тематики, долей рынка и ликвидного ассортимента? Резюмируем всё вышесказанное в нашей инфографике.
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.