Обзор рынка антифризов 2021
При работе двигателя выделяется тепловая энергия. Треть тепла через колен-вал преобразуется в энергию движения, треть уходит с выхлопными газами, а остальное — приходится на долю антифриза. Его задача — забрать остаточное тепло, и доставить до радиатора, где оно будет рассеяно в атмосферу. Основные функции антифриза: охлаждение двигателя, защита от коррозии, защита от замерзания.
Статистика предоставлена Aftermarket-DATA ©. Аналитическое агентство является частью экосистемы ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru. В общей сложности на площадке работают более 1.500 магазинов запчастей и НСТО. Годовая аудитория портала составляет ~ 4 миллиона уникальных пользователей, из них 9.000 посещают платформу ежедневно (профессиональное сообщество). Aftermarket-DATA © собирает данные из открытых интернет-источников, делает регулярные опросы клиентов, сотрудничает с крупнейшими игроками Рунета, например, с Avito Авто. Полученный материал фильтруется через призму собственной статистики. Таким образом получается релевантный и независимый анализ рынка.
Aftermarket-DATA © — победитель премии
«Мировые автокомпоненты 2021»
Эксперт Дмитрий Болховский
основатель платформы для автосервисов
аналитическое агентство
С первой функцией, лучше всего справляется вода. Теплоёмкость H2O почти в два раза превышает теплоёмкость этиленгликоля, который является основой большинства современных охлаждающих жидкостей. В начале прошлого века первые двигатели охлаждались именно водой. Однако, оказалось, что вода имеет серьёзные недостатки: при её использовании образуется накипь и коррозия, вода замерзает при 0 °С, а закипает всего при 100 °С. При закипании вода переходит в пар, и кратно увеличивается в объёме. Вследствие чего образуется избыточное давление, губительное для радиатора и блока цилиндров.
Тогда вместо воды в качестве охлаждающей жидкости стали использовать глицерин, а чуть позже — спирты, такие как этанол, метанол и изопропанол. У спиртов отличные низкотемпературные свойства, но температура кипения ниже чем у воды (~ 70 °С). Кроме того, антифриз на основе спирта агрессивно воздействует на алюминий, обладает высокой летучестью, и горючестью.
Но постепенно химики смогли найти лучший вариант — двухатомные спирт этиленгликоль. Этиленгликоль обладает высокой температурой кипения (почти + 200 °С), низкой температурой кристаллизации (до – 80 °С), и при полном замерзании практически не увеличивается в объёме (к-т расширения воды + 10%). Однако, этиленгликоль, как и другие спирты, ядовит для человека. Также, остаётся проблема коррозии.
Таким образом, современный рынок антифризов в первую очередь можно сегментировать по типу базовой жидкости. Сегодня этиленгликоль является наиболее мощным сегментом по выручке и по темпам роста. Предполагается, что это лидерство он будет удерживать минимум ближайшие 5 лет. При этом, низкокачественные антифризы на основе метанола и глицерина продолжают занимать значительную долю рынка.
В современных системах охлаждения используются такие металлы как как медь, сталь, алюминий, чугун, латунь, пластмассы, и полимеры. Чтобы защитить автокомпоненты, изготовленные из этих материалов, антифриз должен содержать специальные присадки, — ингибиторы коррозии. Пакет присадок состоит из сложной смеси солей и кислот, и является важнейшим элементом, определяющим технические характеристики охлаждающей жидкости.
Готовый антифриз состоит из 3x основных элементов: деминерализованная вода, базовая жидкость (этиленгликоль, пропиленгликоль, глицерин), пакет присадок.
Сегментация по типу присадок.
Помимо борьбы с коррозией, присадки нацелены на решение таких проблем, как выпадение осадков, блокировка каналов гелем и кавитация.
Продукты коррозии разрушают гильзы цилиндров и помпу, засоряют узкие каналы, заклинивают термостат, из-за чего повышается нагрузка на масло и риск перегрева двигателя.
Осадки — это как накипь в чайнике. Налёт отрывается от поверхности, и при циркуляции по системе охлаждения вызывает абразивный износ деталей. Кроме того, теплопроводность солей в 50 раз хуже метала. Вследствие выпадения осадков, происходит тепловое экранирование поверхностей и ухудшается теплообмен.
Силикатные антифризы через 2 года работы начинают образовывать нерастворимые гели. Происходит блокировка каналов, из-за этого также ухудшается теплообмен и происходит окисление моторного масла.
И снова о чайниках. Кавитация (от английского cavity – впадина, каверна) — это процесс, похожий на закипание. Он происходит в областях пониженного давления, когда поток огибает какое-то препятствие. В момент схлопывания пузырька в охлаждающей жидкости возникает ударная волна, которая выбивает молекулы и микрочастицы металла. Это происходит миллионы раз, и гильзы цилиндров разрушаются.
Различные типы присадок отличаются как по степени нивелирования этих негативных воздействий, так и по сроку службы. По технологии изготовления присадки делятся на 4 основных сегмента, которые в свою очередь объединяются в 2 подгруппы:
Базовая технология
- IAT (Inorganic Additive Technology) — неорганическая технология: Т0С0Л BS 6580
- OAT (Organic Additive Technology) — карбоксилатная технология: VWG12, VWG12+, Ford, General Motors, Land Rover, Jaguar,Komatsu, Isuzu
Смешанная технология(на основе базовых)
- HOAT (Hybrid Organic AdditiveTechnology) — гибридная технология, IAT 60% /OAT 30%: VWG11, BMW, Fiat, Chrysler
- LOBRID (Low Hybrid Organic Additive Technology = , Si-OAT, P-OAT, NM-OAT) — лобридная технология: VWG12++. VWG13, Mercedes с 2014 г, азиатские автомобили.
Наиболее устойчивой с точки зрения эффективности антикоррозийных присадок по отношению к пробегу автомобиля является карбоксилатная технология OAT. Наименее устойчивой (устаревшей) — неорганическая технология IAT. Присадки, изготовленные по технологии IAT, при высоких температурах вызывают коррозию алюминия, приводят к образованию осадков, быстро истощаются в процессе работы, негативно влияют на экономичность.
Здесь важно отметить, что цветовая маркировка антифризов, — это не технологический стандарт. У каждого производителя своя. Поэтому, цветовая легенда диаграммы основывается исключительно на рыночной традиции. Раскраска антифриза не имеет прямого отношения к сегментации жидкостей по технологии изготовления присадок.
Карбоксилатная технология изготовления присадок OAT ежегодно увеличивает свою долю продаж, и в обозримо будущем будет доминировать на рынке.
Сегментация по типу автомобилей.
Около 70% объёма потребления антифризов приходится на легковые автомобили, далее следует грузовой транспорт и спецтехника. При этом, наиболее маржинальным является сегмент коммерческих автомобилей.
Основные игроки.
Основные игроки глобального рынка антифризов: Amsoil Inc. (США), Arteco (Бельгия), BASF (Германия), BlueStar Lubrication (США), British Petroleum Plc (Великобритания), Cummins Inc. (США), China-TEEC (Китай), Chevron Corporation (США), ExxonMobil Corporation (США), Idemitsu Kosan Co (Япония), JX Holdings (Япония), Lukoil OAO (Россия), Petronas (Малайзия), Royal Dutch Shell Plc. (Нидерланды), Sinopec Corporation (Китай), Total SA (Франция), Valvoline Inc. (США).
При анализе рынка антифризов России следует учесть, что в низком ценовом сегменте представлено много локальных производителей, которые существенно влияют на региональную картину. Это связано с тем, что для дешевых антифризов в ценообразовании, помимо стоимости базы, логистическая составляющая играет определяющую роль. Общий объём российского рынка антифризов в розничных ценах оценивается в сумму ~ 430 млн € / год. Доли производителей в видимой части рынка в сегменте Aftermarket представлены на диаграмме ниже.
Производитель антифриза | Доля рынка % |
COOLSTREAM | 9,8 % |
SINTEC | 7,5 % |
LUKOIL | 7,1 % |
FELIX | 7,1 % |
AGA | 5,3 % |
TCL | 5 % |
HEPU | 4,2 % |
FEBI BILSTEIN | 2,6 % |
LUXE | 1,8 % |
NORD | 1,7 % |
GREENCOOL | 1,6 % |
NGN | 1,3 % |
АЛЯСКА | 1,2 % |
STAREX | 1,1 % |
TOTAL | 1,1 % |
SHELL | 1,1 % |
MOBIL | 1,1 % |
CASTROL | 1 % |
MOTUL | 1 % |
RAVENOL | 1 % |
LIQUI MOLY | 0,9 % |
PILOT | 0,7 % |
GLYSANTIN | 0,5 % |
Прочие | 34 % |
- Отчёт формируется в виде таблицы данных
- Данные: товары [артикул, бренд, наименования], цена в канале b2b и b2c, вес-объём [гр-мл]. Товары классифицированы по группам: спецификация и допуски автопроизводителей, цвет антифриза, тип упаковки, специальные присадки.
- Для каждой строки рассчитана минимальная-средняя-максимальная цена по рынку, указаны цены каждого производителя
- Для каждой строки указана ликвидность в разрезе каналов продаж (СТО, магазины, eCom, АЗС)
Используя аналитику Aftermarket-DATA©, вы сможете:
- спланировать производство и импорт автокомпонентов
- найти пробелы в ассортименте (GAP-анализ)
- построить эффективное ценообразование на фоне конкурентов
Драйверы и ограничения.
Среди основных драйверов роста рынка антифризов можно выделить ужесточение экологических норм на уровне правительства большинства государств. Это вынуждает производителей разрабатывать новые пакеты присадок, и даже двигаться в сторону развития технологий экологически чистых охлаждающих жидкостей на биологической основе.
Кроме того, рост потребительского интереса к высокопроизводительным автомобилям (performance car) стимулирует рост рынка антифризов, поскольку более мощные двигатели ставят более высокую планку для качества охлаждающих жидкостей.
Автопроизводители вводят новые условия по совместимости антифризов с новыми материалами, частности, пластиками и эластомерами, а также, повышают требования к антикоррозийным свойствам охлаждающих жидкостей и защите от кавитации. Разработчики вводят в состав присадок новейшие химикаты для увеличения теплоёмкости жидкости, повышающие её охлаждающую способность и предотвращающие охлаждение двигателя в течение более длительного времени. Увеличение доли присадок будет стимулировать рост рынка антифризов в обозримом будущем.
Основным негативным фактором, сильно влияющим на рынок антифризов в долгосрочной перспективе является колебание цен на сырую нефть, и продукты её переработки, являющиеся основой для производства антифризов. Как отмечает Коммерсант «Ъ», в конце лета 2021 года в Европе, возник дефицит моноэтиленгликоля, который спровоцировал ажиотаж на рынке и резкое повышение цен на продукт. Вследствие чего, производители антифризов также были вынуждены повысить цены, что привело к смешению спроса в более бюджетный сегмент охлаждающих жидкостей.
Снижение среднегодовых пробегов автомобилей из-за пандемии, ударило по всему автопрому, включая и производителей антифризов. Не успел рынок адаптироваться к новым условиям, как подоспела новая беда — кризис полупроводников. По всему миру останавливаются автомобильные заводы, и, как следствие, снижаются объёмы потребления охлаждающей жидкости в OEM сегменте. Стремясь сохранить свою маржинальность, производители антифризов повышают цены на вторичном рынке, что также негативно сказывается на спросе. Тем не менее, Aftermarket, за счёт цикличности ТО автомобилей, остаётся наиболее стабильным, прибыльным, и перспективным сегментом для рынка антифризов.
Кроме того, ограничениями для рынка антифризов являются рост популярности электромобилей и разработка новейших малогабаритных двигателей, требующих меньше жидкости для охлаждения.
Инновации.
Компания ACTA Technology (США) предложили заменить этиленгликоль на поглотитель влаги, использующийся при изготовлении пищевых добавок. К ак утверждают разработчики, новая формула не только безопасна для человека, но и демонстрирует более высокие термические свойства, по сравнению с традиционной токсичной базой.
JX Holdings выпустили на рынок новую охлаждающую жидкость ENEOS EV FLUID для гибридных автомобилей и связанных с ними компонентов.
Компания Sveaskog, крупнейший лесовладелец Швеции, применяет в своей спецтехнике охлаждающую жидкость на основе возобновляемых химикатов.
Компания Castrol представила новую жидкость Castrol ON для электронного термостата, которая обеспечит повышенную скорость зарядки, и защиту оборудования электромобилей.
Компания AMSOIL представила новый антифриз Powersports, который обеспечивает увеличенный пятилетний срок службы с защитой от выкипания до 108 °C и защитой от замерзания до -34 °C.
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.